Тенденции домашних кинотеатров – звук вокруг нас

Сегодня поговорим о тенденциях в индустрии домашнего кино, и первое, что хотелось бы обсудить – форматы окружающего звука. Что отличает просмотр фильма на телевизоре и в домашнем (или коммерческом) кинотеатре? Конечно же – ЗВУК вокруг нас, который позволяет зрителю окунуться в атмосферу фильма и ощутить тот самый ЭФФЕКТ присутствия. Самый популярный формат звука на сегодняшний день – это Dolby Digital, с его использованием было снято порядка 20 тысяч фильмов. Затем ему на смену пришел первый многоканальный формат со сжатием без потерь Dolby TrueHD. В июне 2012 года компания Dolby представила революционную разработку – формат окружающего звука Dolby Atmos.

Здесь стоит оговориться, что хронологически первым среди форматов с трёхмерным звучанием был не Atmos, а детище бельгийской компании Auro - формат Auro-3D, представленный ещё в 2006 г. На сегодняшний день с Auro-3D существует почти полторы сотни картин, однако на дисках выходил от силы десяток.

Что же такое Dolby Atmos?

Dolby Atmos это первая аудиосистема для кинотеатра, которая базируется не на каналах, а на аудиообъектах. Каждый звук соответствует определенной сцене — плач ребенка, падение вертолета, гудок автомобиля — это все аудиообъекты. Кинорежиссеры, используя Dolby Atmos, решают, где именно находится источник звука и как он будет перемещаться по ходу сцены. Это позволяет сконцентрироваться только на самом объекте. Система Dolby Atmos автоматически распределяет все источники звука согласно их положению, заданному звукорежиссером. Теперь он может точно указать место, откуда исходит звук и показать его движение в трехмерном пространстве. В том числе и в любом месте над головой.

В начале 2015 года калифорнийская компания Digital Theater System (DTS) анонсировала новый формат многоканального звука DTS:X. Формат DTS:X, как и Atmos, основан не на каналах, а на аудиообъектах, и ресивер сам на ходу определяет позицию того или иного аудиообъекта. Для DTS:X неважно, сколько колонок задействовано в вашем домашнем кинотеатре, процессор или AV-ресивер все рассчитает и оптимально распределит звуки.

С технической точки зрения, для пользователя разница между двумя эти форматами очень мала, но поскольку кинорежиссеры используют оба формата, желательно, чтобы ресивер или процессор поддерживал их. 

К слову о конфигурации акустики – не существует какого-либо стандарта для использования объемного звука новых форматов. Однако, необходимым условием является второй слой колонок, которые должны располагаться над зрителем. Можно использовать как потолочное размещение, так и специальные Atmos-системы, у которых динамики направлены вверх и звук отражается от потолка.

Конечно, для нас вся борьба между двумя компаниями Dolby и DTS не имеет такого значение, важно лишь то, что они положили начало новой эре в мире объемного звука.